Я всего год работала в школе. Мне повезло. Это был очень необычный опыт, после которого в школу меня не заманишь.))
И не потому, что школа была плохая, стандарты стирают смысл обучения.
Я работала на Севере за Обской губой в маленьком поселке, куда добраться можно было только на вертолете. Тундра, природа, романтика. И богатый Север. Там построили трехэтажную новенькую современную школу. И мне даже выделили лингафонный класс.
Когда я пришла в школу, первое, что меня поразило, – бессмысленность изучения языка. Ну кто-нибудь после школы говорит на языке? Программа изучения выверена. Но преподавание в группе, кто-то понял, кто-то нет. Принципы – не научиться говорить, а отсидеть урок и сделать домашнее задание. Если в 5-м классе еще горят глаза у детей, то в 8-м глаза бы их этот английский не видели. А я согласна. Когда я увидела учебник для 8-го класса, мои глаза тоже отказались его видеть. Это был просто решебник по всем временам сразу, а дети двух слов не могли связать. Они не говорили на языке. Что с ними было делать на уроке?
Первое, с чего я начала во всех классах сразу, был алфавит, затем транскрипция. Хотя транскрипцию тщательно в школе не проходят. И, я считаю, это минус.
Для меня в школе мукой было аудирование и когда ко мне обращался преподаватель устно. Не представляя зрительно слово, я не могла его уловить в речи. Аудирования я боялась как огня.
Когда же ученик начинает понимать, что к чему, что это же просто, это же интересно, у него вспыхивает интерес.
В общем, я была только после университета. Директор ко мне благоволил, и мне почему-то позволили делать все, что я хотела. Эксперементировать. В то время я находилась под впечатлением методики Кушнира. Когда обучение языку предполагалось через песенный материал. Обеспечить такую материальную базу сразу я не могла, но я взяла элементы.
Брала популярные песни. Мы их записывали, разбирали перевод, грамматику, фонетику и пели.
Это был просто фурор. Не было ребенка, который бы не пел, английский обожали все. До 14 часов я работала в школе, а затем до 19 был плотно расписан день на учеников, которые хотели заниматься индивидуально.
Причем были у нас пара классов, ну где успеваемость совсем никакая и дети вроде оторвы еще те. Английский и их покорил. Самые хулиганистые учили.
В 5-м же классе, где английский только вводился, я использовала возможности лингафонного кабинета. Кабинет был новый, какого-то курса еще не было. Дети облизывались, оглядываясь на компьютеры. И потому полчаса был английский, 15 минут английский на компьютере. Урока английского ждали как манны небесной.
Полгода дети так учили язык, я пыталась подтягивать программу, но не особо. Затем методист вмешался, проверил тетради, возник вопрос, что не проходим программу и тема была закрыта. Строго по учебнику.
А те дети до сих пор любят английский, кто-то стал даже учителем английского.
В общем, к чему эта история? Мотивация в изучении языка – основа основ. И глаза должны гореть, чтобы был прогресс.
В школе ученик учит язык, начиная с 5-го класса. 7 лет в общей сложности два раза в неделю. После школы он его не знает вообще. Ну разве что текст прочитает со словарем.
А если он занимается с репетитором. Ну, скажем, 4 месяца на уровень. Здесь оговоримся, что репетитор правильный – который учит говорить, а не тексты читать и упражнения делать, – то за два года он может выйти на продвинутый уровень и свободно говорить на языке.
Школа на данный момент – хороший институт социализации. Но система изучения языка далека от идеала.