Работа репетитора очень отличается от работы школьного учителя, преподавателя в университете, преподавателя на вечерних курсах. Самое главное ее отличие – результат, отдача от затраченных усилий. Ведь он не рассеивается на группу, где кому-то надо, кому-то не надо, кто-то вообще не знает зачем пришел, а концентрируется на конкретной задаче. Эту работу можно сравнить с работой скульптора или художника. Сначала глыба необработанного материала или чистый холст, и вот ты рисуешь на нем или лепишь, каждым прикосновением придавая объем и форму. Или же кто-то до тебя лепил, берешь это корявое нечто (раз уж оно пришло к тебе, значит корявое) и материал меняется на глазах. Приобретает форму, цвет, глубину, начинает нести смысл и передавать информацию.
Но на пути к такой уже осмысленной фазе надо еще преодолеть сопротивление, завоевать доверие и побудить трудиться. Ведь язык – достижение тружеников, очень целеустремленных людей.
Ни с чем несравнимое ощущение удовлетворения, когда твой ученик говорит и пишет на языке так, как не говорил и не писал раньше. Это гордость… за него, удовольствие от достигнутого результата. Репетитор, он репетирует, повторяет, кует совершенство или нечто весьма к нему близкое.
Но, конечно, бывают и поражения. Бывает, что ученик слишком полагается на репетитора и практически сводит на нет ту часть работы, которую должен сделать сам под руководством репетитора. Бывают физические случаи, когда человеку ну очень трудно дается язык, никак не запоминаются слова или он боится говорить. Все решаемо. Вопрос лишь сколько времени потратишь на то, чтобы этого достичь. У каждого свой срок. Но можно и ускорить процесс: курсы по запоминанию иностранных слов, проживание за границей – активируют заложенные знания, укрепят уверенность и сформируют веру в себя.
Изучение языка – дело нескорое. И пока учишь, в него влюбляешься. Чужая культура, обычаи, реалии затягивают, расширяют внутренний мир и открывают возможности. Не за этим ли приходит ученик к репетитору? Чтобы открыть возможности. Кто-то хочет сдать экзамен, кому-то нужен язык для себя, кто-то надеется получить продвижение по службе, кто-то мечтает работать в западной компании, а кому-то важно выйти замуж за иностранца (уж не знаю, похвальное ли намерение, но чего только в жизни не бывает).
Каждый случай индивидуален. Под каждого ученика приходится подстраиваться. У каждого свои ожидания, которые, причем, ученик не высказывает, ведь он полагается на опыт преподавателя. Эти ожидания приходится угадывать, буквально нащупывать, меняя тактику и способы обучения.
Репетитор всегда в тонусе, потому что каждая его минута имеет стоимость и он должен ее отработать. Иначе ученик уйдет и пойдет искать другого репетитора. Поэтому урок репетитора от начала до конца – это драйв. Заводишься и твоя задача – завести ученика, чтобы в глазах был интерес, чтобы после урока остался груз знаний и понимание, что время было потрачено не зря.