Формирование разговорных навыков – самый частый запрос, с которым приходят к репетитору ученики. Это и понятно, мы учим язык, чтобы говорить, а не чтобы делать упражнения и тренировать память. Но именно этот важный момент и забывается, например, в школе. Многие ли ученики в школе могут говорить? Как правило, НИ ОДИН! Почему? Они учат слова, делают упражнения, зазубривают темы, сдают учителю и получают хорошие отметки. Так происходит из года в год. Тесты могут подтвердить высокий уровень владения языком у усердного ученика, но говорить он НЕ СМОЖЕТ!
Плохо ли преподают в школе? По-разному. Если методическая система школы или административный ресурс слабые, то происходит текучка персонала, учителя не заинтересованы в результате, плохо владеют методикой преподавания. Часто в таких школах отсутствует систематическая работа со словарным запасом. А чтобы говорить, нужен именно он. Нужны слова, чтобы выразить мысль.
С одной стороны 2 раза в неделю на изучение языка не дают среды для активации языковых навыков, но и большее их число не является гарантией. Родители думают, что если отдадут ребенка в специализированную школу, то количество часов компенсирует огрехи в преподавании. Нет, не компенсирует.
Лишь повысит уровень нервозности и неудовлетворенности, сформирует неприязнь к языку и неверие в собственные силы. Абсолютно то же самое происходит на языковых курсах со взрослыми. Конечно, акцент на коммуникативную методику, совсем другая мотивация взрослого ученика могут изменить ситуацию, но, как правило, все скатывается к тому же самому: заучиванию слов и выполнению грамматических упражнений.
На деле, чтобы говорить, не нужно годами изучать язык, выучить все слова и переделать все грамматические упражнения до продвинутого уровня. Для этого нужно сформировать базовый лексический запас из частотной общеупотребимой лексики и скелет из базовой грамматики. И все это активировать и автоматизировать в непрестанном применении с учителем. На это требуется 16 занятий при изучении языка с нуля и 8 занятий для активации ранее изученного.
Ученики, «плавая» в материале после изучения языка в школе, считают, что совсем ничего не могут и не знают. На деле средняя общеобразовательная школа с двумя часами в неделю с пятого класса за семь лет дает хороший средний ПАССИВНЫЙ уровень при ответственном отношении к учебе и хорошей квалификации персонала и административного ресурса школы.
Так почему же не говорят ученики после семи лет изучения языка? Отсутствие языковой среды, постоянного применения языковых навыков и активации изученного материала являются решающими факторами в этом языковом «бессилии». Вплоть до того, что люди разочаровываются в собственной способности к языкам и признают себя неспособными говорить на языке. Но постойте.. вы же говорите на родном языке? Значит вы можете говорить и на иностранном. Возможно на этом пути придется решить ряд психологических задач, но это непременно случится, если учитель знает как.