RSS Карта сайта
Личный кабинет
8(915)3903736
Английский

Неспособность к языку — миф или правда?

Мне казалось, что это миф — неспособность к языку. Потому что в детстве мне тоже говорили, что к языку я неспособна. Просто есть дети и взрослые, которые легко схватывают материал, им иной раз даже учить ничего не надо, они запоминают на лету. Знаете таких? А кому-то приходится корпеть, снова и снова учить, зубрить, добиваться через волевое усилие.

 
Вообще все обучение я стараюсь строить таким образом, чтобы волевые усилия приходилось прилагать по минимуму. Чтобы на первом месте был интерес, мотивация, желание, а затем уже воля и обязательство. Потому что чем больше избыточный потенциал важности, тем труднее делать такое дело. Всегда на пределе возможностей. А результат не сопоставим с затраченными усилиями.

 
Для этого приходится прибегать к психологическим приемам. Если обучается взрослый, здесь проще. Здесь сформирована привычка учиться, есть культура учения. Я могу не контролировать тщательно процесс и оставить изучение слов, чтение текстов на самостоятельное изучение. Человек понимает, что это нужно и делает. Вообще, кто такие усилия прилагает, тот в разы больше получает от обучения. Но сейчас не о том.
Люди все разные. Меня задевал такой «диагноз», что я-де не способна к языкам. Я визуал, на слух очень плохо воспринимала информацию. И мне всегда нужно было прийти домой и материал самостоятельно изучить дома после урока. Только так он усваивался. И такой подход вскоре дал результаты. Дорогу осилит идущий, а если долго что-нибудь делать, что-нибудь да получится обязательно.

 
Но, оказалось, мой случай был не настолько трудным. Когда уже училась в институте сначала, потом в университете, то видела, что кому-то снова и снова приходилось выписывать одни и те же слова по десяткам раз. В принципе, это тоже способ запоминания — моторная память. Мне казалось легче выписать раз, затем выучить, затем повторить. Если плохо запомнились слова, выписать второй раз. Через самодисциплину я все-таки добивалась устойчивого результата. И в принципе утвердилась в мысли, что неспособных к языку людей нет. Я вообще верю в то, что человек может все и добьется всего, что очень сильно захочет.

 
Но когда я начала преподавание, среди учеников стали приходить и такие, с кем у меня просто опускались руки. Я не могла понять почему он или она не понимают, почему не могут запомнить, почему приходилось снова и снова разжевывать пройденное. Причем это на уроках один на один. У меня была девочка лет 6. У нее была подруга. Подруга ленивая, но способная. Все понимает, тут же схватывает. Дома не учит, а все знает. А девочка, хоть и хотела учить английский, но никак он ей не давался. Мама ее переживает, спрашивает об успехах дочери, а я еле-еле себя сдерживаю, чтобы не сказать: «Не её, не мучайте ребенка!» Но ведь сказать так, значит поверить, что есть неспособные к языку. Как же так?

 
И я стала менять тактику. Чем больше мы учили язык стандартно, тем скованнее становился ребенок. Он уже боялся читать, боялся вопросов… С этим нужно было что-то делать. И мы перестали учить язык в прямом смысле слова. Мы начали рисовать и подписывать рисунки. И дело пошло. Как-то акцент сместился с речевой компоненты на визуальную, творческую, мы уже не учили как бы язык, мы рисовали, хотя обучение продолжалось. Стоит оговориться, что подруга девочки уже ранее изучала язык, смотрела мультфильмы, мама с ней читала книжки, учили слова. А эта девочка пришла с нуля и с определенными психологическими трудностями. Мы с ней прошли десятую часть материала, который освоили с ее подругой, но прошли. И это было супер достижение и для меня и для нее.

 
Затем таких «неспособных к языку» было еще несколько человек. Были и взрослые, которые ставили задачу выучить и самоотверженно, дисциплинированно учили, не пропускали уроки, делали домашние задания, делали все и больше, чтобы выучить. Но получалось очень плохо. Слова накапливались как снежный ком, переходили на другой уровень, потому что все уже разобрано и изучено, а уровень неподъемный, потому что море незнакомых слов и совершенно не получается строить предложения грамматически.

 
И я стала различать тех, кому просто лень, поэтому не выходит, и тех, кто учит и не может. Как правило, такие люди хотят сказать одно, а говорят другое, путают правое с левым, могут переставлять слоги, строят неправильные ассоциации со словами и совершенно не дружат с памятью.

 
А затем совершенно случайно я нашла описание таких проблем у людей, кому рекомендованы занятия с нейропсихологом. Задача этого специалиста скоординировать работу левого и правого полушария, что снимет трудности в обучении и значительно поможет в жизни вообще, во многих ее аспектах. Нейропсихолог также работает и со взрослыми. В разные периоды жизни мы подвергаемся сильным стрессам, например, в детстве произошел развод родителей, возможно, имелись родовые травмы или травмы физические в сознательной жизни, с которыми организм не сумел справиться до конца. Они остались как хвосты, которые мешают жить.

 
Но справиться с такой особенностью можно. Вообще если человек все может и ему все дано, как правило, ничего он не добивается. А добивается тот, кто чувствует себя в чем-то обделенным, кто хочет себя усовершенствовать и исправить какой-либо свой недостаток. Бетховен писал музыку, будучи глухим, великий оратор Демосфен с детства сильно заикался, Эйнштейн плохо учился в школе. Наши недостатки, наши неспособности — наши помощники, они двигают нас вперед и духовно воспитывают. Главное — не сдаваться, никогда и верить, верить в то, что ВЫ МОЖЕТЕ ВСЕ! И только вы сами определяете что вы можете, а что нет.

Главная Статьи Обо мне Способы оплаты Сотрудничество