RSS Карта сайта
Личный кабинет
8(915)3903736
Английский

Нужно ли изучать английский с начальной школы?

Жаклин Кениар
Профессор-агреже по английскому языку, член комиссии ТелО.

Коммиссия ТелО [инициировавшая "Серьезные дебаты на государственном уровне о будущем школьного образования"] посчитала необходимым ввести в школьную программу с уровня CE2 изучение «английского языка для международного общения, а также сделать его одним из «основных общих предметов».

В комиссии идею английского языка как необходимого знания в основном защищали производители, научные деятели,
родители и политики. Если рассмотреть ту роль, которую английский язык играет в экономике, науке, технике,
культуре и СМИ, то можно сказать, что среди иностранных языков он занимает особое место. Во французских школах
его выбирают 96 % детей.

Обязательное изучение английского языка с раннего возраста могло бы помочь нашей стране обрести пока ограниченное вследствие
недостаточного его знания влияние на мировой сцене.

Последняя оценка знаний школьников 15-16 лет в семи европейских странах доказывает это: результаты французских школьников однозначно ниже результатов школьников из других стран (Швеция, Финляндия, Норвегия, Голландия, Дания и Испания), где английский является обязательным предметом с начальной школы.
С 1996 года уровень языка упал. Причиной тому являются методы обучения с чрезмерным упором на грамматику и письменную практику.
Ученики мало говорят на языке из страха ошибиться, особенно когда приходится говорить перед 30 другими учениками.

В мире 700 миллионов человек говорят на английском, хотя это родной язык для менее, чем половины из них.
Опираясь на работы исследователей в области английского языка, проведенные в университете Вены, в Австрии,
преподаватели должны были бы оставить идею преподавания языка на уровне, близком к уровню носителей.
В этих работах рекомендуется изучать разговорный английский для международного общения, чтобы
различать самое необходимое в устной речи. Например, не стоит упорствовать в исправлении таких типичных ошибок учеников, как путаница в местоимениях  «who» и «which», добиваться правильного произношения «th»… Стоило бы подумать об обучении
«международному английскому». То есть речь могла бы идти о выделении приоритетов в «общих основных предметах», между тем, не отказываясь от культуры и литературы, лежащих в основе сущности языка.

Сформированная таким образом способность понимания на слух, развитие навыков аудирования, способов общения, понимание языковых структур подготовили бы основу для изучения с 5-го класса других языков.

Клод Ажеж  
Преподаватель французского колледжа,  заведующий кафедры теории лингвистики  

Мне не нравится предложение правительства сделать изучение живого языка обязательным с начальной школы, и необязательно английского. Потому что ясно, что семьи любыми способами будут стараться обучать детей английскому.
А между тем нет никаких особых причин для усиления англофонного первенства.
Предназначение школы — передача знаний и поиск новых решений. То есть продвигать как дисциплины начальной школы необходимо именно многоязычие, изучение двух иностранных языков, а не одного. Я против изучения одного английского, как это, например, происходит в скандинавских странах.
Там такую ситуацию можно понять, поскольку на языке страны не говорят за ее пределами, в то время как у французского языка есть международное значение с давней историей.
В Ассоциацию франкоязычных стран сегодня входит 50 стран, что свидетельствует о том, что в мире есть люди, которые видят в нашем языке другие возможности.
Преобладание английского, значит, не является чем-то неизбежным. Это, впрочем, один из самых трудных для изучения языков для нас, кто говорит на романском языке. Труднее, чем русский или арабский.
Английский — «предательский язык», со своим отсутствием видимого изменения и большим количеством односложных слов.
Он изобилует идиоматическими выражениями, фонетическими трудностями.
В действительности, как говорил Черчиль, «на английском легко говорить плохо». Поэтому концепция английского языка как языка международного общения остается неясной.
Язык есть язык. И идеал — говорить как говорят носители!

Зачем нужно говорить на нескольких языках как можно раньше? Причины тому нейрофизиологические: после
10-11 лет синапсы, зоны связи нейронов, склеротируются. Они же играют основную роль в хранении
воспоминаний. К этому добавляется слух. До 10-11 лет слух ребенка воспринимает все звуки. Позже становится
избирательным: он начинает воспринимать только повторяющиеся звуки, услышанные в окружающей среде.
Как результат, франкофон, который изучает английский язык в 13 лет с трудом произносит «h»,
так как он этот звук не слышит. И наконец, семьи боятся, что могут перегрузить ребенка. Или полагают,
что возможности мозга безграничны, а образовательные программы их до конца не задействывают…
Многоязычие в школе в раннем возрасте не существует нигде в мире. Эта идея могла бы быть выдвинута Францией.

D.Р.

Главная Статьи Обо мне Способы оплаты Сотрудничество